О проекте
Национальный проект «Образование»
К 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических
работников общеобразовательных организаций должны
быть вовлечены в различные формы наставничества
и сопровождения.
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия
и этапы реализации программы наставничества
«Вместе к успеху» в Ростовской области
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит:
- передавать знания;
- формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
- определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
- назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
- фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
- обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап – отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
- желание наставника участвовать в программе;
- профессиональный опыт;
- развитые компетенции, навыки коммуникации;
- ресурс времени;
- положительный жизненный, профессиональный опыт;
- соответствие запросам наставляемых;
- активная гражданская позиция;
- мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
- обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
- педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
- родители/опекуны обучающихся
- участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап – формирование банка наставляемых:
- информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
- о возможностях и целях программы;
- организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
- оформление нормативно-правовых документов;
- определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
- предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
- организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
- формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
- групповая встреча наставника и наставляемых;
- проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап – завершение программы
Основные задачи этапа:
- представление результатов работы конкретной пары/группы;
- сбор обратной связи от участников программы;
- организация и проведение финального мероприятия;
- награждение лучших наставнических пар/групп;
- формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.
Нормативно-правовые документы
Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения пед. работников — Открыть
Приказ Минобразования Об утверждении методологии — Открыть
Распоряжение Минпросвещения Об утверждении методологии — Открыть
Распоряжение-Минпросвещения-3273-р — Открыть
Приказ Минобразования Об утверждении перечня — Открыть
Указ Президента Знак отличия — Открыть
Целевая программа наставничества РО — Открыть
Положение о системе наставничества педработников в ГБПОУ РО БКТТ — Открыть
Приказ № 196-ОД от 25.11.2024 года «О Наставничестве» — Открыть
Приказ № 169-ОД от 1.09.2022 года «О Наставничестве» — Открыть
Приказ № 179-ОД от 01.09.2023 года О наставничестве — Открыть
Договор о сотрудничестве с ИСОиП (филиал) ДПГТ в г. Шахты — Открыть
Договор о сотрудничестве с НКПТиУ — Открыть
Договор о сотрудничестве с ЦОПП РО — Открыть
Соглашение о сотрудничестве с ДонГАУ — Открыть
Методические материалы
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях — Открыть
Дорожная карта — Открыть
Пакет документов по организации и анализу деятельности наставника и наставляемого в рамках проекта Наставничество — Открыть
Мониторинг эффективности внедрения программы наставничества
Мониторинг эффективности — Открыть
База наставников и наставляемых
База наставляемых — Открыть
База наставников — Открыть
Информация о наставниках ГБПОУ РО БКТТ — Открыть
База лучших практик наставничества
Лучшие практики наставничества Герасимова И.А., Шевченко Н.В. — Открыть
Лучшие практики наставничества Гукалова О.А. (ссылка на видеоматериал)
Программы наставничества
Персонализированная программа наставничества педагогических работников. Наставник: Маджарян Теймине Оганнесовна — Открыть
Персонализированная программа наставничества педагогических работников. Наставник: Стецкова Светлана Николаевна — Открыть
Персонализированная программа наставничества в ГБПОУ РО «БКТТ». Разработчик: Прусакова С.Н. — Открыть
Персонализированная программа наставничества педагогических работников. Наставник: Ивченко Елена Николаевна — Открыть
Персонализированная программа наставничества педагогических работников. Наставник: Лыхман Светлана Александровна — Открыть